НОВОСТИ Главная Введение Урок-1 Урок-2 Урок-3 Урок-4 Урок-5 Урок-6 Урок-7 Урок-8 Урок-9 Урок-10 Транзисторные УНЧ Ламповые УНЧ-УМ Мультивибратор Схемы начинающим Начинающим Радио КВ - УКВ Диоды Стабилитроны Маркировка Резисторы-КонденсаторыДиоды Стабилитроны Транзисторы Измерение напряжения Проверка транзистора Основы пайки Изготов. печатных плат Азбука коротких волн Приемник прямого усил. КВ-приемник начинающим Светодиодное информ. табло на PIC контроллере Программатор “ICProg 105” Осваиваем LPT порт Программирование LPT под DOS Программирование LPT под Windows Программирование LPT под WinNT Вспомогательные программы Радиолюбительский калькулятор Онлайн расчет антенн Рассчет КФ Лабораторный БП Форум Связь с автором |
ПРОВОДНИКИ, ДИЭЛЕКТРИКИ (НЕПРОВОДНИКИ), ПОЛУПРОВОДНИКИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК Цель даного урока: усвоить теоретические сведения, касающиеся такиких понятий как: проводники, диэлектрики, полупроводники и электрический ток. Понять химическую, физическую природу возникновения электрического тока и основные условия для его возникновения. В этом уроке мы коснемся таких важнейших понятий и определений как постоянное и переменное напряжение - ток. В конце данного урока будет более интересное практическое задание, чем в первом уроке. Я думаю что для вас оно не покажется трудным. Не в каждом теле есть условия для прохождения электрического тока. Дело в том, что атомы и молекулы различных веществ обладают неодинаковыми свойствами. В металлах, например, электроны легко покидают оболочки и беспорядочно, хаотично движутся между атомами. В металлах особенно много свободных электронов. По существу, металл состоит из положительных ионов, расположенных в определенном порядке, пространство между которыми заполнено свободными электронами. В металле невозможно различить, какой электрон к какому из атомов относится, они сливаются в единое электронное «облако». Огромное количество свободных электронов в металлах создает в них наиболее благоприятные условия для электрического тока. Нужно только хаотическое движение электронов упорядочить, заставить их двигаться в одном направлении. ЭЛЕКРИЧЕСКИЙ ТОК Как заставить двигаться упорядоченно, в одном направлении, обилие свободных электронов, скажем, в нити накала электрической лампочки? Нужно создать в проводнике электрическое поле, подключив, например, проводник к гальваническому элементу или батарее гальванических элементов. Устройство простейшего гальванического элемента, являющегося химическим источником тока, показано на рис. Элемент состоит из цинковой и медной пластинок, называемых электродами, которые помещены в электролит - раствор соли или кислоты, например серной. Устройство простейшего гальванического элемента В результате химической реакции, происходящей между электродами и электролитом, на цинковом электроде образуется избыток электронов, и он приобретает отрицательный электрический заряд, а на медном, наоборот, недостаток электронов, и он приобретает положительный заряд. При этом между разноименными электрическими зарядами такого источника тока возникает электрическое поле, действует электродвижущая сила (сокращенно ЭДС) или напряжение. О разнице между ЭДС и напряжением я расскажу вам позже, во время экскурсии в электротехнику. Схематическое обозначени гальванического элемента. Как только проводник окажется подключенным к полюсам элемента или батареи, в нем возникнет электрическое поле, под действием которого электроны, как по мостику, перекинутому через овраг, будут двигаться туда, где их недостаток, от отрицательного полюса через проводник к положительному полюсу источника электрической энергии. Это и есть упорядоченное движение электронов в проводнике электрический ток. Ток течет через проводник потому, что в получившейся цепи (положительный полюс элемента, проводники, отрицательный полюс элемента, электролит) действует электродвижущая сила. Такую простейшую электрическую цепь можно подразделить на два основных участка: внешний и внутренний. К внешнему участку цепи относится все, что подключается к полюсам источника тока, а к внутреннему - та часть цепи, которая заключена внутри самого источника тока. Запомните: замкнутая электрическая цепь - обязательное условие для существования в ней тока. В разомкнутой цепи ток не течет. Графическое изображение переменного тока. О чем может рассказать такой график? Ток в цепи появляется в момент времени, обозначенный на графике точкой а. Он плавно увеличивается и течет в одном направлении, достигая наибольшего значения (точка б), и также плавно убывает до нуля (точка в). Исчезнув на мгновение, ток вновь появляется, плавно возрастает и протекает в цепи, но уже в противоположном направлении. Достигнув наибольшего значения (точка г), он снова уменьшается до нуля (точка д). И далее ток, также последовательно возрастая и уменьшаясь, все время меняет , свои направление и значение. При переменном токе электроны в проводнике как бы колеблются из стороны в сторону. Поэтому переменный ток называют также электрическими колебаниями. Одним полным, или законченным, колебанием тока принято считать упорядоченное движение электронов в проводнике, соответствующее участку графика от а до д или от в до ж. Время, в течение которого происходит одно полное колебание, называют периодом, время половины колебания - полупериодом, а наибольшее значение тока во время каждого полупериода - амплитудой. Переменный ток выгодно отличается от постоянного тем, что он легко поддается преобразованию. Так, например, при помощи специального устройства - трансформатора - можно повысить напряжение переменного тока или, наоборот, понизить его. Переменный ток, кроме того, можно выпрямить - преобразовать в постоянный ток. Эти свойства переменного тока вы будете широко использовать в своей радиолюбительской практике. В этом уроке, вы познакомились с такими важнейшими понятиями как: проводники, диэлектрики и полупроводники. Что такое постоянный и переменный электрический ток. Ну и последнее что необходимо четко запомнить и уяснить - основные характеристики переменного тока на представленном графике (синусоида), это период, полупериод, частота и амплитуда. Практическая работа Следующая ваша практическая работа, будет заключаться в сборке простейшего фонарика, который состоит из миниатюрной лампы накаливания L (Рабочее напряжение лампы накаливания должно быть в пределах от 1,5 - 2,5 В), гальванического элемента G (обычная пальчиковая батарейка напряжением 1,5 В), соединительных проводов и кнопки (кнопку можно применить любую, с одним нормально разомкнутым контактом, аналогом кнопки могут быть так же, два провода один из которых подсоединен к плюсовому контакту батарейки, другой к лампочке). При замыкании контактов выключателя, или проводов, лампочка должна светится. Схема простейшего фонарика. Задача данной практической работы, проследить воздействие электрического тока на нить накала лампочки и выяснить что происходит в следствии этого воздействия. Переходим к следующему уроку ! |
|